Изображение

История Астраханского почтового тракта.

Аватара пользователя
КартоЮг
Администратор
Администратор
Сообщения: 5749
Зарегистрирован: 02 май 2013, 22:39:49

#1

История Астраханского почтового тракта.

С древнейших времен

Историки и краеведы расходятся во мнении о месте и периоде возникновения первых почтовых сообщений Нижнего Поволжья. Это могут быть Хазарское царство в VII-X вв., Золотая Орда хана Батыя со столицей – городом Сарай-Бату в начале XIII века, или Татарская Астрахань (Хаджи Тархан) – третий по величине город Золотой Орды в начале XIV века, а может быть, Астраханское ханство середины XV века, просуществовавшее около сотни лет до присоединения его территории Иваном Грозным в 1556 году к Русскому государству. Так или иначе, в краю с великой историей в эти времена у людей была потребность в дипломатических и торговых контактах, доставке указов, сообщении с соседями.
История Астраханского почтового тракта. - Astrakhaski_pochtovi_trakt.webp
До нашего времени дошли документальные свидетельства обстоятельной переписки главы кордовского халифата Абдаррахмана III с хазарским каганом Иосифом. Написанное на древнееврейском языке, письмо халифа заканчивалось более чем тремя десятками вопросов, на которые он довольно настойчиво просил дать ответы. Послание было отправлено в середине X века с немецкими послами через Венгрию, Русь, Болгарию и доставлено адресату, поскольку известно, что хазарский каган написал ответ.

Став центром Золотой орды, Астраханский край вошел в систему сообщений между улусами Монгольской империи и ногайский шлях в немалой степени способствовал развитию почтовых сообщений. В средневековом «Сокровенном сказании» по этому поводу сообщается, что в определенных местах были созданы ямы (прообраз почтовых станций), на каждой находилось по 20 верховых гонцов (улаачинов), доставлявших ханские указы, содержалось определенное число лошадей и овец. Смотрители ям (ямчины) назначались от каждой тысячи. И слова «ям», «дзя» (дорога), «ямчи» (проводники) заимствованы у татаро-монгольских пришельцев.

После покорения Астраханского ханства первый астраханский воевода И.Черемисинов был немало озабочен вопросами связи с центром Российского государства. Степь от Царицына до Астрахани в середине XVI века была почти не заселена. По правому берегу Волги на значительном удалении от Царицына стояла лишь крепость Черноярская, а по левому берегу до Астрахани было и вовсе безлюдно. Путешествия из Астрахани в Москву становились затруднительными и опасными. На всем протяжении этой пустынной дороги путники не могли найти ни продовольствия, ни укрыться от дождя и зноя. На каждом шагу их подстерегали шайки грабителей и орды кочевников.

Астраханский и царицынский воеводы отправляли письма в Москву с нарочными, толмачами или боярскими сыновьями, которых сопровождала так называемая «станица» - отряд казаков и крещеных татар. Случались и столкновения, при которых вооруженные казаки защищали вестников. Архивные документы того времени свидетельствуют: «Посланные отписки, вести нужные медлятся, теряются, отчего государь несет убыток».

Почтовым трактам – быть!

Наиболее организованное и безопасное развитие «почтовая гоньба» получила при Петре I. В январе 1695 г., готовясь к Азовскому походу, Петр дал указание думному дьяку Е.И. Украинцеву, который руководил посольским приказом, организовать беспрепятственные и безопасные почтовые прогоны из Москвы до Царицына. А спустя 27 лет в 1722 году, уже готовясь к Персидскому походу, Петр I провел через Правительственный Сенат указ об организации государственной постоянной почтовой дороги Москва-Астрахань и почтовых дворов – «подстав» - на ней. С тех она и стала во всех официальных документах именоваться Астраханским почтовым трактом. Народ же по-прежнему называл ее шляхом, но уже не Ногайским, а Астраханским.

Причем царь подробно расписал в реестре места прохождения дороги. От Царицына до Астрахани надлежало поставить три почтовых двора и пять почтовых «подстав». На каждом их них должен быть или офицер, или унтер-офицер, или солдат. «Все они должны быть толковые и умные люди». На каждом почтовом дворе или «подставе» - иметь по 12 лошадей и с ними четыре человека «городовых» или Донских казаков, да татар крещеных по семь человек. По Волге на почтовых прогонах должны стоять по две почтовых лодки с гребцами и в тех лодках по три солдата для охраны.

В своем указе Петр Великий особенно подчеркнул, чтобы воеводы и коменданты городов назначили охрану почты, дабы обеспечить сохранность дипломатической переписки, указов и распоряжений Сената, поскольку это была основная часть пересылаемой корреспонденции.

Тракт шел от Москвы через Коломну, Зарайск, Скопин, Ряжск, Козлов (нынешний Мичуринск), Тамбов на Новохоперскую крепость, далее казачьими станицами на Царицын, а потом по правому берегу Волги на Астрахань. По тракту мчались курьеры со срочными донесениями и эстафетами, проезжали экипажи и кареты с вельможами.

В 1722 году Петр Великий провел в Астрахани пять месяцев. С получением первой почты из Москвы 18 июля Петр пишет новый указ в правительственный сенат: «По получении сего пошлите с Москвы нарочного до Царицына прямою дорогою и велите ему вымерить верста и поставить столбы с подписьями, так как по Новогородской и другим дорогам сделано. А как реки замерзнут, измерить версты реками, начав от Москвы, Москвою рекою, Окою и Волгою до Астрахани, город от города, и ставить столбы только по городам, кои стоят по берегам помянутых рек, сколько от города до города будет реками верст. Питер. Астрахань». (орфография сохранена – авт.).

Астраханский шлях имел большое экономическое значение для всего юго-востока России. Поросший на всем своем протяжении травой, он являлся главным путем для перегона скота. Летом и осенью в станицу Урюпинскую по астраханскому шляху подвозили на ее ярмарки (Покровскую – осеннюю и Крещенскую –зимнюю) большое количество товаров как с юга – с низовьев Волги, так и из центральных областей. На ярмарки сгоняли стада крупного рогатого скота, отары овец, табуны лошадей. Торговые обозы шли по шляху и зимой, как только выпадал снег и устанавливался прочный санный путь.

Астраханско-Кизлярский тракт, образованный примерно в это же время, проходил вдоль северо-западного берега Каспийского моря. Почтовую гоньбу в пределах Астраханской губернии на 11 станциях исполняли местные казаки, а от самой удаленной от Астрахани станицы Гуйдукской до Кизляра службу несли казаки Терского войска. С приходом почты на станцию два очередных казака садились верхом на лошадей и сопровождали почтовую повозку до следующей станции, а затем возвращались домой. Офицер, заведующий службой конвойных казаков, носил звание «начальника Линейного тракта». Инспектирующим службу казаков из года в год приходилось отмечать, что живут служивые в плохих, часто неотапливаемых зданиях и помимо прочего сами заготовляют сено для лошадей. Служба казаков на Кизлярском тракте длилась до августа 1881 года, когда движение почты здесь было прекращено, и тракт упразднен.

Фруктовая, дипломатическая и полевая почта

Среди многих причин, побудивших Петра I организовать регулярную почту в Астрахань, были виноградники, разведенные венгерскими виноградарями. Для доставки фруктов и арбузов к Императорскому двору в северную столицу в 1723 году создали скорую гоньбу в низовьях Волги. В этом, наряду с перевозкой почты и проезжающих, также принимали участие казаки.

Особое развитие «фруктовая почта» получила в царствие императрицы Елизаветы Петровны. Именным Высочайшим указом от 13 августа 1742 года она повелевала на почтовых станциях «выставлять по шести подвод в прибавку к имеющимся», исключительно для перевозки персиков, абрикосов, яблок. По Волге фрукты перевозились на 14 лодках, каждую из которых сопровождали два казака, с переменою от почты до почты. В Астрахани и Царицыне существовали даже специальные учреждения «Фруктовые отправления». Какое-то время на город Царицын была возложена обязанность поставлять живьем в Москву ежегодно десять кабанов и столько же сайгаков, двадцать диких коз и двести куропаток.

По Астраханскому почтовому тракту в Москву и Санкт-Петербург направлялись и персидские посольства. Исключительно пышное путешествие персидского посольства в 1840-1841 годах продолжалось несколько месяцев. Посол Магомет Хусейн-хан, родственник Надир-шаха, в сопровождении многочисленной свиты, тожественно встреченный в Астрахани, двинулся оттуда в Царицын, где для него, сопровождавших его лиц и багажа было предоставлено более 800 почтовых подвод.

Петр I был создателем и русской регулярной полевой почты. Интересен в этом отношении и тот факт, что среди судов Каспийской флотилии, участвовавших в персидском походе 1722-1723 годов, были специальные почт-боты «Сокол», «Курьер», «Почтальон», названия которых говорят сами за себя.

Казаки на почтовой службе

От Астрахани до Царицына было 12 почтовых станов с расстоянием между ними от 20 до 46 верст. Перевозку почты на этом участке осуществляли Астраханские городовые казаки, а от Царицына до Саратова – донские казаки. С 1733 по 1778 год этот участок обслуживало Волжское казачество, а позже по всему тракту до Саратова, - астраханские станичные казаки. Зимой почта перевозилась на лошадях, а в теплое время года, в распутицу - еще и на лодках. На лодку назначался лоцман-казак или унтер-офицер.
История Астраханского почтового тракта. - jeton_pochtovika.webp
Позже почтовые станции перешли во вновь созданные казачьи станицы. В 1741 году появились с. Енотаевка, в 1758 году – Солодники, в 1760 году – Никольское, 1765 году – Замьяны, которые выделяли ямщиков и гужевые повозки для гоньбы на тракте. Почтовым делом ведало Астраханское почтовое правление, подчинявшееся Губернской Канцелярии.

В донских казачьих станицах и русских селах, стоявших на тракте, строго соблюдался издавна установившийся обычай «звонить по метели». С наступлением сумерек во время метели со всех окрестных колоколен плыл медленный тягучий звон, чтобы запоздалые обозы и путники не сбились с пути.

Реформа почтового дела 1765-1774 годов

Образование станиц и переустройство почтовых станов совпало с изданием в 1765 году Высочайшего повеления о преобразовании почтовых порядков в Империи. По этому поводу Астраханский губернатор Никита Афанасьевич Бекетов 25 ноября 1765 года получил именной Указ Императрицы Екатерины II, которым повелевалось принять меры к правильному учреждению постоянных почтовых трактов, учреждению почтовых контор, почтмейстеров.

«Какъ регулярное хождение почтъ во всемъ Государстве не токмо нашимъ интересамъ, но и общенароднымъ поспешествуетъ, то Мы не сумневаемся, что Вы во время вверенной Вамъ губернаторской должности неоднократно сами усматривали, сколь великъ недостаток во внутренних почтовых распоряжениях, и сколь велика настоитъ нужда въ скорейшемъ оных поправленiи. Для сего Мы вознамерились верное и скорое хожденiе почтъ во всем государстве обнадежить и учредить на твердомъ основанiи, как определенiем на техъ станциях нарочныхъ и присяжныхъ комиссаров, а въ городахъ – почтмейстеровъ, с пристойнымъ числомъ лошадей, так и другими полезнейшими распоряженiями, чего ради через сiе повелеваем: на всю вверенную вамъ губернiю сделать росписание станцiй и, где потребно, назначить новыя, с такимъ изъясненiемъ, чтобы видеть можно было, сколько на каждую лошадей поставить должно и где именно онымъ, а в городах – почтовымъ конторамъ, быть надлежит. Тако-жъ не найдутся ли в вашемъ месте охотники къ определению в комиссары и почтмейстеры изъ отставных проворных субалтернъ-офицеров, добраго поведенiя и въ письменныхъ делахъ знающихъ; о всем том донести Намъ обстоятельно, съ приложением своего мненiя, а по получении таковыхъ известiй, вы снабдены будете от Насъ неукоснительно дальнейшими наставленiями, при томъ неоставьте изыскать в губернiи вашей, сколько можно, везде кратчайшiй почтовый путь, предоставить Намъ удобнейшiя средства къ поправленiю большихъ дорогъ и всегдашнему оныхъ содержанiю въ добром состоянiи, ибо почта безъ того состоять исправная не можетъ.

Екатерина»

Ноября 25-го дня 1765 г.

С.-Петербургъ

Губернатор Н.А. Бекетов распорядился составить соображения о стоимости постройки и оборудования 14 почтовых станций на тракте Астрахань-Саратов.

В этих городах предполагалось назначить по почтмейстеру, а в каждой из остальных – по комиссару ( начальнику отделения связи – по современному); на каждой станции 8 почтальонов и 16 почтовых лошадей. От Царицына до Саратова – 12 станций, по 4 почтальона и 8 лошадей на каждой. В Саратове – почтмейстер, 14 почтальонов и 28 лошадей. Соображения свои по части почтового устройства Н.А.Бекетов подготовил и представил Императрице менее, чем за два месяца – к 14 февраля 1766 года.

Губернаторский расчет

Оказалось, что в губернии для определения в почтмейстеры и комиссары «подходящих людей более пяти человек не найдется», поэтому он просил прислать ему людей из других мест. «Особливо же изъ лифляндскихъ жителей, ведающихъ совершенно одну должность, и при том они все почти искусны в том, что почтмейстеру и комиссару знать необходимо», писал он. Жалованье губернскому почтмейстеру, которому подчиняются почтмейстеры и комиссары всей губернии, предполагалось назначить в размере капитанского оклада 100 рублей в год, городовым почтмейстерам – 60 рублей, комиссарам по большой Московской дороге - 30 рублей. А по другим малым дорогам (от Царицына к Дону), комиссарам, которые могли бы быть и унтер-офицерских чинов, по 18 рублей; при этом разрешалось продавать проезжающим крепкие напитки и всякого рода съестные припасы.
История Астраханского почтового тракта. - Povestka.webp
Для достаточного прокормления почтовых лошадей и конских заводов, из которых станции пополнялись бы лошадьми, предполагалось отвести сенные покосы. Для содержания почтовых фур в исправности - установить сбор с проезжающих в пользу комиссаров за подмазку собственных пассажирских экипажей по одной деньге с колеса. За подмазку казенных фур с проезжающих по собственной надобности надлежало брать вдвое.

Губернатор полагал, что «почтальоны должны быть «непременные», ( то есть постоянные – авт.), к тому же, с детьми, чтобы они могли помогать родителю в почтовой службе и заменить их со временем. А поскольку в Астраханской губернии таких людей нет, то губернатор предлагал перевести из других мест на поселение при станциях незажиточных ямщиков с женами и детьми. Это могли быть преимущественно такие, люди, которые знали бы кузнечное и плотничное мастерство, чтобы в случае поломки экипажа в пути сами его исправить могли.

Жалованье в год комплектным почтальонам полагалось 12 рублей, а дети их, по губернаторскому разумению, могли бы кормиться от домашней работы. Почтовые лошади должны быть собственностью почтмейстеров и комиссаров. Потребный комплект лошадей первоначально мог быть дан натурой за счет казны или деньгами на покупку их из расчета 10 рублей на лошадь. А потом уже они должны были бы содержать лошадей в полном комплекте и на собственном своем корму из получаемых прогонных денег. За каждые 10 верст полагалось брать по 12 копеек, как с частных лиц, так и с проезжающих по служебным делам. Из этих денег по копейке с версты должны идти в руки почтмейстеров и комиссаров, а остальные 2 копейки от 10 верст и плата за эстафеты - в казну на жалованье всем почтовым чинам и на построение и содержание почтовых домов.

Для умножения почтовых доходов предлагалось обязать почтмейстеров и комиссаров возить без прогонов ординарную почту по два отправления в неделю; одну легкую почту двумя лошадьми, а другую большую – 6 лошадьми – для всякой поклажи и переезда небогатых людей. За пересылаемые по почте частные письма Астраханский губернатор предлагал взимать в казну по деньге с золотника на каждые 100 верст; за посылки на легкой фуре – пять копеек с фунта, а на поклажной фуре – пять копеек с пуда за каждые 100 верст; с едущих людей по 1 деньге за версту с каждого.

Было посчитано, что на постройку почтовых домов-мазанок от Астрахани до Саратова и от Царицына к Дону и оборудование их необходимым инвентарем, а также на исправление дорог, мостов-переправ, на постановку верст потребуется 33 тысячи 450 рублей 40 копеек. На выдачу жалования почтмейстерам, комиссарам, почтальонам и прочим в год 3 тысячи 460 рублей. На починку почтовых домов, которые предстояло строить вновь через 30 лет, предполагалось получать из казны 1 тысячу 100 рублей в год.

Неизвестно, входили ли сюда расходы на содержание Кизлярского тракта, который также использовался для доставки почты в южном направлении. Но устраивать правильные почтовые тракты с почтовыми дворами по открытым местам в направлении к Гурьеву, Яицкому городку и Красному Яру из-за набегов с Яицкой стороны киргиз-кайсаков, а с другой стороны – крымцев губернатор Бекетов признавал неудобным. Отправление здесь писем и прочего по-прежнему оставалось обязанностью казаков.

...Да не скоро дело делается

Реформа почтового дела была осуществлена в Астраханской губернии лишь через 9 лет, а именно в 1774 году, когда последовало Высочайшее повеление учредить по почтовым трактам конторы, в которые определить почтмейстеров. Вновь заводимые почтовые учреждения подчинялись Московскому Императорскому почтамту. Для почтовых контор в губернском и уездных городах приказано было истребовать пристойные квартиры. После этого вскоре в Астрахань был назначен обер-почтмейстер - майор Андрей Гулиц. Ему под руководством губернатора надлежало ввести новые почтовые порядки, но дело двигалось чрезвычайно медленно и на запрос свыше о причинах промедления губернатор отписывался, что помехой послужило вторжение в пределы губернии известного злодея Пугачева, а казаки со всем их оружием и лошадьми были «употреблены на отпор нашествия пугачевских полчищ». Кроме того, по словам губернатора, в Астраханской губернии не находилось подходящих людей для почтовой гоньбы, а из иных мест они так и не были присланы.

Новые почтовые порядки по Астраханскому тракту окончательно введены были в январе 1775 года, когда губернатор Кречетников дал категорические предписания Астраханской губернской канцелярии и заведующему почтовой гоньбой в станицах коллежскому регистратору Соколову: « Впредь до подыскания для почтовой конторы квартиры или до постройки казенного дома, приказано Гулицу иметь ее пока в своей квартире». В течение двух лет почтовый обмен, происходил на квартире обер-почтмейстера А. Гулица. Почтовая контора в привычном для нас понимании существовала лишь в бумагах Губернской канцелярии. О личности майора Гулица почти ничего не известно.

Служа отечеству - верой и правдой

На должности почтовых служащих, судя по «Формулярным спискам чиновников...» 1797 года, сохранившимся в Государственном Архиве Астраханской области, определялись представители дворянского, духовного сословий, сыновья иностранных чиновников, ставших подданными Российской империи, выходцы из офицерских, солдатских семей, взрослые дети казаков. Как правило, они делали карьеру, начиная с исполнения обязанностей копииста или почтальона.

В 1797 г. губернским почтмейстером стал коллежский советник Андрей Петрович Клечарев, 42 лет. Он происходил из семьи обер-офицера, владевшего 60 душами в имении Валовом Московской губернии. А.П.Клечарев начал карьеру в 1767 году копиистом в конторе Государственной Берг-коллегии (орган по руководству горнорудной промышленностью в России; учреждена в 1719 г. по инициативе Петра I – авт.), откуда и «происходил чинами». За 25 лет дослужился до чина надворного советника. В 1795 г. по прошению определен в Московский почтамт и в том же году по указу главного почтовых дел правления определен почтмейстером в Астрахань. Его назначение совпало с упразднением почтовой гоньбы по указу от 17 января 1797 года.

Другим известным потомкам почтмейстером стал подполковник Осип Михайлович Агалин, 47 лет, сын турецкого чиновника. Отставной военный, участник сражений при Смоленске и Бородино в войне 1812 года, награжденный золотой шпагой с надписью «За храбрость», после присоединения Грузии к России он был определен сначала в Тифлисскую почтовую контору, а в 1830 году получил чин коллежского асессора и прибыл в Астрахань. Через два года после вступления в должность за ревностную службу и проявленное отличие он был награжден Государем бриллиантовым перстнем.

Земская и городская почта

Астраханская губерния стала одной из последних областей России, где началось формирование земства. Это произошло в первом десятилетии XX века. Развитию земства мешали удаленность губернии, частые эпидемии чумы и холеры, паводки с затоплением больших территорий, пожары. Земская почта, встретившая на своем пути многочисленные препятствия, не могла составить конкуренции государственной почте и не получила должного развития.
История Астраханского почтового тракта. - zdanie_pochti_1928.webp
В отличие от нее Астраханская городская почта активно развивалась. В 1830 году на Вознесенской улице (ныне ул.Чернышевского) была открыта Почтовая контора, которой в нынешнем году исполнилось 180 лет. Возглавил контору уже упоминавшийся почтмейстер О.М.Агалин, который имел штат из пяти человек: помощника (письмоводителя) дворянина капитана А. А.Бриммера, бухгалтера П.В.Новикова ( из духовного звания), старшего сортировщика – коллежского секретаря В. В. Полонина ( из смотрительских детей), младшего сортировщика – коллежского секретаря И.Н.Добринского, канцеляриста А.С.Протопопова ( из почтовых детей).

В двухэтажном здании почтовой конторы в 1885 году был установлен телеграф, после чего контора стала именоваться Почтово-телеграфной. В 1886 году на улицах Астрахани появились три почтовых ящика. Через пять лет их стало двадцать. В конце ХIХ века здание почты было снесено за ветхостью и на его месте в 1903 году было построено новое.

Учтивость и благожелание

Извещение о поступлении посылки в XIX –го века выглядят весьма интересно. Получателю за подписью почтово-телеграфного чиновника IV разряда сообщается, что «необходимо представить «билет», установленный для получения корреспонденции, или доставить на повестке удостоверение полиции, что он то самое лицо, коему эта повестка адресована». Состоящие на государственной службе чиновники могут предъявить такое удостоверение от своего начальства. «Если адресат пожелает получить другому лицу принять вместо себя присланное по повестке, то должен дать в том доверенность на этой повестке с засвидетельствованием своей подписи полицией. К удостоверению или засвидетельствованию должна быть приложена гербовая сургучная печать».

В извещении предусмотрительно указывается, что «выдача корреспонденции не производится в дни тезоименитства государя», во все перечислены церковные праздники. А в воскресные дни почта выдается в определенные часы.

Главная почта города

Возведение в Астрахани здания главпочтамта связано с именем архитектора Адама Сигизмундовича Малаховского. Дворянин, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, с 1893 года служивший архитектором в Астраханской городской Управе, был необычайно разносторонним человеком. Художник, член католического общества и заседатель Приказа Общественного призрения, воздухоплаватель, писатель, он с воодушевлением приступил к разработке проекта Почтово-телеграфной контры, который был осуществлен в содружестве с архитектором С.Б.Вальдовским-Варганеком в 1903 году. Подрядчиком строительства был Иван Ананьевич Храмов.
История Астраханского почтового тракта. - Pochta-na-polic_ulice.webp
На фасаде здания на цоколе была установлена мраморная доска с надписью «1901 года, 21 мая в царствование Государя Императора Николая II произведено освящение и закладка здания почты, телеграфа и телефона в присутствии начальника главного Управления почт и телеграфов генерал-лейтената Н.И.Петрова, инженер-электрика Евангулова, астраханского губернатора генерал-лейтенанта М.А.Газенкампфа...»

На постройку этого здания Астраханской почтово-телеграфной конторы из Казны было выделено почти 145 тысяч рублей. Вокруг трехэтажного каменного здания были выложены тротуары на 85 квадратных саженей, шириной в 3-4 аршина с площадкой перед входной дверью из мозаичных и цементных плиток. В угловой части фасада в окне второго этажа установлены башенные часы с двумя циферблатами местного и петербургского времени. Эту работу на заказ выполнил часовой мастер Дембо М.В.

Летом 1903 года контора была торжественно открыта. Приемный зал разместился в первом этаже. Внимание посетителей привлекали полы из керамических плиток и красивая цементобетонная лестница. Здание сохранилось до нашего времени, пережив многократные перепланировки и реконструкции. В результате одной их них в 1984 году, над северо-западной угловой частью здания, был возведен четвертый этаж. Сейчас в здании располагается УФПС Астраханской области-Филиал ФГУП «Почта России», Астраханский почтамт и некоторые службы Южной телекоммуникационной компании.

Почта и периодическая печать

В «Памятной книжке Астраханской губернии на 1903 год» (издание губернского статистического комитета) упоминаются и другие почтово-телеграфные конторы. Одна из них именовалась «Биржевой», поскольку располагалась на реке Кутум, в здании Купеческой биржи и обслуживала рыбопромышленников, фабрикантов и купцов. Ее возглавлял надворный советник Михаил Владимирович Яковлев, под началом которого было 4 почтово-телеграфных чиновника.

Газета «Биржевые ведомости» в 1903 году была весьма популярной в Астрахани. Кроме нее горожане выписывали журналы «Нива», «Родина», «Естествознание и география», «Журнал для всех», газету «Сенатские ведомости» - с объявлениями по судебным делам. Всего распространялось 212 наименования подписных изданий.

В июне 1900 г. в одном из номеров «Астраханского вестника» была помещена заметка: «Появление первого развозчика почты на велосипеде. Сенсация. Толпы зевак».

Этим развозчиком был астраханец Василий Кульпин. Он был человек энергичный, азартный. Кульпин совершил путешествие на велосипеде от Астрахани до Петербурга, а дорогой продавал газеты и журналы.

В газете «Астраханский вестник», периодически публиковались адреса расположения почтовых ящиков, которых по городу в 1903 году насчитывалось 27 штук., а также списки газет и журналов, получаемых в почтово-телеграфной конторе, сведения о времени отправления и получения почты по каждому из двух трактов – северного и восточного направлений в навигационное и иное время года. Из газет можно было узнать, в каких населенных пунктах действуют почтово-телеграфные учреждения.

Вскоре размеренная жизнь провинциального города была взорвана политическими волнениями, забастовками 1905-1908 годов, и началом первой Мировой войны. За свое долгое существование почта много пережила – войны, революции, перестройки, но она всегда верна людям, для которых она собственно и создана.

За свою почти двухвековую историю астраханская городская почтовая связь прошла все этапы: становление, развитие, взлеты и падения. Сейчас Астраханский почтамт объединяет 56 отделений почтовой связи, из которых 19 находятся в ближайшем пригороде. На почтовых маршрутах, протяженностью 1707 километров, курсирует 23 почтовых автомобиля, а 290 почтальонов разносят почту по 256 доставочным участкам. К услугам жителей Астрахани и ближайшего пригорода -296 почтовых ящиков, принимающих ежедневно тысячу писем. Отделения почтовой связи оснащены современным технологическим оборудованием, позволяющим почтовикам эффективно и качественно выполнять служебные обязанности, оказывая услуги клиентам. Коллектив гордится историей своего предприятия и его «золотым» фондом – 15 сотрудников почтамта удостоены высокого звания «Мастер связи».

В 2011 году в здании Астраханского почтамта проведена реконструкция.

Автор И.Р.Закожурникова

Статья подготовлена на основе документальных материалов, предоставленных Государственным Архивом Астраханской области, Областной научной библиотекой им.Н.К.Крупской, Астраханской Государственной картинной галереей им. П.М.Догадина и краеведами А.С. Марковым и С.Г.Львовым.

Источник: http://astrpost.ru/o-filiale/istoriya



Вернуться в «Прочее»